Avtooren.ru

АвтоРен
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое главные трезвучия лада

Уменьшённое трезвучие

Уменьшённое трезвучие

Состав аккорда:
уменьшенная квинта
малая терция
прима

Уменьшённое трезвучие — трезвучие, состоящее из двух малых терций, между крайними звуками которого образуется интервал уменьшенной квинты [1] .

Натуральные лады в музыке

Во второй части статьи об основах теории музыки мы познакомились с понятием лада и тональности. Узнали, что такое звукоряд и гамма, рассмотрели два самых распространенных лада: мажорный и минорный. В этой статье речь пойдет о других разновидностях ладов, также применяемых в современной музыке. Они имеют свои отличительные черты и нюансы звучания.

Виды натуральных ладов

Натуральный (диатонический) лад — это семиступенный звукоряд, имеющий структуру мажорной гаммы, тоникой которого является одна из ее ступеней.

Теперь разберемся, что это значит. За основу основ возьмем мажорную гамму. Напомню ее формулу: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 . Для удобства возьмем тональность До мажор (C). Гамма будет выглядеть следующим образом: C D E F G A B. Теперь, если принимать поочередно за тонику каждую ступень этой гаммы, мы получим эти самые натуральные лады:

  1. C D E F G A B — ионийский лад или натуральный мажор;
  2. D E F G A B C — дорийский лад;
  3. E F G A B C D — фригийский лад;
  4. F G A B C D E — лидийский лад;
  5. G A B C D E F — миксолидийский лад;
  6. A B C D E F G — эолийский лад или натуральный минор;
  7. B C D E F G A — локрийский лад.

Формулы этих ладов приведем в таблице:

Название ладаФормула
Ионийскийб.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2
Дорийскийб.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2
Фригийскийм.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2
Лидийскийб.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2
Миксолидийскийб.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2
Эолийскийб.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2
Локрийскийм.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2

Все эти лады по характеру звучания будут являться либо мажорными либо минорными, кроме локрийского лада. Если основа лада — мажорное трезвучие, то лад будет мажорным, а если минорное , то минорным. Исключение — локрийский лад, в основе которого лежит уменьшенное трезвучие.

Аппликатуры всех натуральных ладов на грифе гитары представлены на рисунке. Сверху располагаются мажорные лады, а снизу минорные. А локрийский стоит отдельно.

Характерные ступени

Давайте же теперь разберемся, какие именно ноты придают тому или иному ладу свое характерное и узнаваемое звучание. Для каждого лада эти ноты свои. Начнем, пожалуй, с мажорных. Приведенные ниже производные, отличаются от натурального мажора всего одной ступенью, которая и будет характерной.

  • Лидийский мажор — лидийская кварта или четвертая повышенная ступень;
  • Миксолидийский мажор — миксолидийская септима или седьмая пониженная ступень.
  • Дорийский минор — дорийская секста (вторая ступень, повышенная относительно эолийского);
  • Фригийский минор — фригийская секунда (вторая ступень, пониженная относительно эолийского).

Ну а для локрийского лада, главная «фишка» это уменьшенное трезвучие в основе.

Параллельные тональности

Вы наверно уже заметили, что примеры диатонических ладов, указанные в начале статьи, все имеют одинаковый набор нот, только меняется тоника. Если взять какой-либо мажорный лад, то ему будет соответствовать минорный с таким же набором звуков. Такие тональности называются параллельными.

Параллельные тональности — парные тональности мажора и минора, имеющие одинаковый набор нот.

Чтобы определить какая тональность будет параллельной для мажора, нужно отсчитать от ее тоники малую терцию вниз (или 3 лада влево).

  • Эолийский параллелен ионийскому;
  • лидийский — дорийскому;
  • фригийский — миксолидийскому.

Каждый из этих звуков выполняет определенную роль в ладу, которая зовется ф у н к ц и е й. Повторюсь, что все звуки группируются вокруг одного, самого главного, который зовется тоникой. Это – первая ступень лада, его опора (об этом мы с вами говорили на предыдущем занятии).

Есть еще два звука – так сказать приближенные к тонике, функции первого эшелона – это IV и V ступени. V ступень – доминанта, IV – субдоминанта (приставка суб- обозначает нижняя, т.е. выходит – нижняя доминанта).

Остальные степени называются побочными. У них тоже есть свои названия. Так, VII и II окружают тонику, как бы вводят в нее. Поэтому они называются вводными. III и VI находятся посредине поэтому называются медиантами (медиальный, медиум – значит средний).

Но одного лада не достаточно чтобы написать музыку. Нужно указывать его высотное положение или тональность. Мы просто прибавляем к названию ноты слово мажор или минор. Например, до-мажор, ре-минор, си-мажор.

Все песни написаны в разных тональностях – как правило в той, которая удобна для пения или игры. Конечно, можно просчитать сколько звуков в каждой тональности, но мы вам предлагаем просто распечатать таблицу, которая называется квинтовый круг, указывающая сколько знаков в какой тональности. Постоянно пользуясь ею, вы когда-нибудь незаметно для себя и выучите.

До мажор-ля минор (0)

Фа мажор–ре минор (1) соль мажор–ми минор (1)

Си-бемоль мажор–соль минор (2) Ре мажор–си минор (2)

Ми бемоль мажор–до минор (3) Ля мажор–фа-диез минор (3)

Ля-бемоль мажор–фа минор (4) Ми мажор–до-диез минор (4)

Ре-бемоль мажор–си-бемоль минор (5) Си мажор–соль-диез минор (5)

Соль-бемоль мажор–ми-бемоль минор

Фа-диез мажор–ре-диез минор (6)

Для того, чтобы разгадать эту схему, вам потребуется специальный код – порядок диезов и бемолей. Её нужно выучить “на зубок” как стишок, иначе вы не сможете быстро определять что же за знаки появляются в тональности. Это – схема перевертыш. Слева-направо читаем порядок диезов, справа-налево – порядок появления бемолей.

Аккорды входящие в тональность – таблицы

На приведенных таблицах наглядно обозначена последовательность аккордов в тональности. Также указаны ступени, на которых они строятся. Таблицы удобны, прежде всего, для транспонирования мелодий. Также подойдут и для сочинения собственной музыки на начальных этапах.

Мажор

Минор

Паттерны аккордов в тональности

Взглянув на приведенные таблицы, можно выделить закономерности. Они помогают запомнить материал и вспомнить, куда и что нужно применить, не заглядывая в шпаргалку. Первое, что нужно усвоить начинающему гитаристу – в тональности присутствуют как мажорные, так и минорные аккорды. Чтобы более подробно разобраться во всем, стоит взять самые простые тональности До-мажор и Ре-минор.

Мажор

Устойчивые ступени в До-мажор (dur) – 1, 4, 5 – на них располагаются мажорные аккорды (такие же как и сами тональности).

  • 1 – dur;
  • 4 – dur;
  • 5 – dur.

Неустойчивые – 2, 3, 6 – на них минорные гармонии (moll):

  • 2 – moll;
  • 3 – moll;
  • 6 – moll.

На 7 (вводный тон) – уменьшенный.

Минор

Здесь несколько сложнее:

  1. На устойчивых – 1, 4, 5 – минорные аккорды.
  2. На 3 ,6, 7 – мажорные.
  3. И на 2-ой – уменьшенный.

На примере тональности D минор:

Возможные исключения

Не всегда обязательно ставить тот или иной аккорд на своё место. В некоторых случаях вы можете произвести замену. Но это возможно только в мажорных тональностях.

Так, чтобы сделать подобную замену, нужные трезвучия должны располагаться на 2-3 ступенях лада. Тогда получится вместо минорного аккорда сыграть мажорный, и при этом он будет подходить к тональности.

Использование аккордов с надстройками

При повторном круге гаммы (уже после 7 ступ-ни) находятся надстройки – 9, 11, 13. Их можно использовать для создания нон, децим и ундецим аккордов. Но важно помнить, что ноты обязательно должны входить в тональность.

Для того чтобы правильно построить аккорды в тональности, требуется знать, какие в ней ступени, а также стандартные паттерны минорых и мажорных трезвучий. Пользуясь этими знаниями, а также таблицами, вы сможете без проблем сочинять интересные композиции, дополняя их необычными аккордами и добиваясь своего уникального звучания.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

  1. Родственные тональности. Как определить родство тональностей для мажора и минора
  2. Джазовые аккорды на гитаре. Последовательности и обозначения джазовых аккордов с практическими примерами.
  3. Dim аккорды на гитаре. Подробное описание теории с практическими примерами
  4. Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.
  5. Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.

Альберт Гастинов

Миксолидийский Лад (MIXOLYDIAN MODE)

Звукоряд с «мажорным» звучанием. Его ноты по белым клавишам – соль ля си до ре ми фа соль. Формула лада: тон-тон-пол тона-тон-тон-пол тона-тон.

Если проводить параллели с минорными ладами (дорийским и фригийским), то можно сказать, что этот лад звучит не так празднично. Миксолидийский лад часто используется тем же Джо Сатриани. Первая часть его композиции «Summer song» написана в миксолидийском ля.

Лад используют в современной блюзовой импровизации, рок-музыке и поп-музыке. Миксолидийский лад хорошо бы подошел для импровизации в песне «Tequila» группы «The Champs», «After dark» группы «Tito and tarantula». Использование миксолидиской, пониженной (относительно натурального мажора) седьмой ступени характерно для рифов группы AC/DC, роковых номеров The Beatles, Queen, Rolling Stones и т.д.

Снова поем лад, мелодии, ритмизировано импровизируем, ощущаем колорит и образ. Если вы гитарист, попробуйте поиграть его на чистом звуке и на различных перегрузах. Для клавишников было бы лучше использовать различные тембры, так как краска каждого лада может быть подчеркнута и тембрально.

Что такое главные трезвучия лада

Законспектировать главу «Аккорды нетерцового строения» из книги Т.Бершадской «Лекции по гармонии» https://cloud.mail.ru/public/6Vau/vQKqUQeJG

Септаккорды

Септаккорд можно представить как трезвучие с добавлением еще одного тона — септимы. Название септаккордам дается по виду трезвучия, лежащего в основании (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное) и септиме (большая, малая, уменьшенная). Комбинация различных трезвучий и септим позволяет получить семь септаккордов:

Септаккорды имеют три обращения. Названия даются по интервалам, образующимся между нижним звуком обращения, основным тоном и септимой. Обращение, имеющее в нижнем голосе терцовый тон, называется квинтсекстаккордом, имеющее в нижнем голосе квинтовый тон – терцквартаккордом , имеющее в нижнем голосе септиму – секундаккордом.

Септаккорды, построенные на ступенях мажора и минора, становятся носителями ладовых функций. К главным септаккордам лада относятся доминантсептаккорд, вводный септаккорд и субдоминантсептаккорд.

Доминантсептаккорд – это малый мажорный септаккорд, построенный на V ступени мажора и гармонического минора. Яркий носитель доминантовой функции. Разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном. Неполный доминантсептаккорд (пропускается квинта и удваивается прима) разрешается в полное тоническое трезвучие.

тоническое трезвучие с удвоенной примой

тоническое трезвучие с удвоенной примой

тонический секстаккорд с удвоенной примой

Вводный септаккорд это септаккорд на VII ступени мажора и гармонического минора. В натуральном мажоре он имеет структуру малого уменьшенного, в гармоническом мажоре и гармоническом миноре – он уменьшенный. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном. Вводный септаккорд имеет преимущественно доминантовую функцию.

Обращения малого вводного септаккорда

тонический секстаккорд с удвоенной терцией

тонический секстаккорд с удвоенной терцией

тонический квартсекстаккорд с удвоенной примой

Возможно разрешение в тонику через доминантсептаккорд – такое разрешение называется внутрифункциональным: 3 звука остаются на месте, септима вводного септаккорда плавно спускается в приму доминантсептаккорда.

Субдоминантсептаккорд строится на II ступени и является ярким представителем субдоминантовой функции. Его обращения строятся соответственно на IV , VI и I ступени. Разрешается непосредственно в тонику или внутрифункционально – через доминантсептаккорд: 2 звука остаются на месте, а квинта и септима плавно спускаются в звуки доминантсептаккорда.

Кроме ладовой функции каждый аккорд обладает определенным характером звучания, которое зависит от количества голосов в аккорде, удвоений некоторых звуков, тесного или широкого расположения звуков аккорда, от консонирующих или диссонирующих интервалов, входящих в данный аккорд. Это свойство называется фонизмом.

Смотри статью Ю.Н.Холопова из «Музыкальной энциклопедии»

Задание 6.3

1. Построить все известные септаккорды вверх от звука а1.

2. Определите мажорные и минорные тональности, которым принадлежит доминантсептаккорд и его обращения и разрешите их. Обратите внимание, что один и тот же доминантсептаккорд, а также его обращения можно разрешить в две тональности — мажор и одноименный минор

а)

б)

3. Построить от звука e 1 вверх и e 2 вниз доминантсептаккорд и его обращения (все аккорды должны быть от одного звука «ми»), определить тональности и обязательно разрешить в эти тональности.

4. В заданных тональностях определите аккорд, укажите альтерацию и разрешите его. Если аккорд написан на 2х строчках, то запишите все звуки аккорда по порядку, начиная с нижнего (это можно сделать в скрипичном ключе). Тональность известна, поэтому определить аккорд не трудно. Лишний для указанной тональности знак — это альтерация. Она обозначается не ступенью тональности, а тоном аккорда — прима, терция и т.д. (см. начало темы). Разрешать альтерированные тоны мы умеем

а ) G-dur, g-moll

б) Es — dur (на верхней строчке скрипичный ключ, на нижней — басовый)

Задание 6.4

1. В тональности fis- moll (гармонический вид) постройте вводный септаккорд и его обращения. Разрешать в тонику двумя способами.

Образец выполнения:

2. В тональности As-dur постройте вводный септаккорд и его обращения. Разрешать в тонику двумя способами.

3. В тональности H-dur (гармонический вид) постройте субдоминантсептаккорд и его обращения. Разрешать в тонику двумя способами.

4. В тональности cis-moll постройте субдоминантсептаккорд и его обращения. Разрешать в тонику двумя способами.

5. В заданных тональностях определите аккорд, укажите альтерацию и разрешите его

а) ключ скрипичный

б) Des-dur, f-moll и cis-moll, fis-moll (на верхней строчке скрипичный ключ, на нижней — басовый)

Что такое главные трезвучия лада

Уфа, Степана Кувыкина, 17

  • Преподаватели
  • Акции и Скидки
  • Тестовое занятие
  • Контакты
  • Фортепиано
  • Гитара
  • Ударные
  • Вокал
  • Вокальный ансамбль
  • Онлайн обучение
  1. Знать строение МVII7, УмVII7.
  2. Знать два вида разрешений.

Строение, обращение, разрешение вводного септаккорда (МVII7, УмVII7).

Вводные септаккорды — септаккорды, строящиеся на VII ступени мажора и минора. Септаккорд VII ступени обозначается как VII7 и относится к числу доминантовых аккордов, поэтому к его краткому обозначению иногда добавляют букву D — DVII7.

Довольно распространены септаккорды, построенные от VII ступени натурального мажора, гармонического мажора и гармонического минора. Мы помним, что VII ступень тяготеет к I ступени (тонике). Из-за этого тяготения септаккорды, построенные на VII ступени, называются вводными.

Рассмотрим вводные септаккорды для каждого из трёх ладов.

Уменьшённый вводный септаккорд

Рассмотрим гармонические мажор и минор. Вводный септаккорд в этих ладах представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена малая терция. В итоге получается: м.3, м.3, м.3.

Интервал между крайними звуками — уменьшенная септима, из-за чего аккорд называется уменьшённым вводным септаккордом.

Малый вводный септаккорд

Рассмотрим натуральный мажор. Здесь вводный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена большая терция: м.3, м.3, б.3. Крайние звуки этого аккорда образуют малую септиму, из-за чего аккорд называют малым вводным.

Обозначаются вводные септаккорды следующим образом: VII 7 (построен от VII ступени, далее цифра 7, обозначающая септиму).

На рисунке вводные септаккорды для D-dur и H-moll:

Взгляните на этот нотный пример:

Обращение вводных септаккордов

Вводные септаккорды, как и доминантсептаккорды, имеют три обращения. Тут всё по аналогии с доминантсептаккордом, поэтому задерживаться на этом не будем. Заметим только, что одинаково часто используются как сами вводные септаккорды, так и их обращения.

В первом такте изображён большой мажорный септаккорд, во втором — его первое обращение, в третьем такте — его второе обращение, в четвёртом — третье обращение. Последовательно перенося нижние звуки на октаву вверх, мы получили все обращения септаккорда.

Разрешение вводных септаккордов

Септаккорды разрешаются так же в тонические трезвучия.

Существует два варианта разрешения вводных септаккордов. Первый — сразу в тонику. Второй — через доминантовый септаккорд в тонику.

Первый способ заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику.

Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут-то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные. Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины. В частности, огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.

Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие. Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.


Этот вариант показывает разрешение сразу в тонику.

Второй способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда. А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.

Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко.

Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2. А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.

Вариант разрешение через доминантсептаккорд.

Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса». По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее. Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

Остальные вводные септаккорды (МVII7) записываются аналогично примерам, изображенным выше.

Проверка:

  1. Строение MVII7, УмVII7.
    Ответ:

Сколько обращений у VII7?
Ответ:

Сколько разрешений у VII7?
Ответ:

2: через D7 и сразу в тонику.

В каком виде будут звучать УмVII7?
Ответ:

В гармоническом мажоре и миноре.

Найдите ошибку в каждом примере?

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

Урок №13 (ТЕМА №1.13 Строение, обращение, разрешение DII7 в мажоре и миноре.) >>

Обозначения без дополнительных уточнений

Обозначения без дополнительных уточнений (С6, С6/9, C7, C9, C11 и т.д., а также sus) относятся к аккордам, построенным в миксолидийском ладу (считаем от баса аккорда). Обозначения с минусами, плюсами, диезами и бемолями, m, dim, aug указывают на появления ступеней, не вписывающихся в миксолидийский лад.

Трезвучия

  • C — мажорное трезвучие
  • Cm, Cmi, Cmin — минорное трезвучие
  • Cm-5, Cm♭5 (иногда C°, Сdim, как и уменьшённый септаккорд) — уменьшенное трезвучие
  • С+, Caug — увеличенное трезвучие

Септаккорды

Септаккорды — основа джазовой гармонии. Как Вы уже знаете, септаккордов существует семь видов, так как септаккорд это аккорд состоящий из четырех звуков построенных, прежде всего, по терциям. (плюс Малый увеличенный и Большой уменьшённый, которые являются, строго говоря, септаккордами нетерцовой структуры) Естественно, что каждый из них обозначается по-разному:

  • Большой мажорный — Cmaj7, Cmaj, CΔ, CM
  • Большой минорный — Cmmaj7, CmΔ, C-Δ7
  • Малый мажорный — C7
  • Малый минорный — Cm7
  • Малый уменьшённый (полууменьшённый) — CmØ, Cm7/-5, Cm7/♭5, Cm5-/7
  • Уменьшенный — C° (иногда обозначает ум. трезвучие), C°7, Cdim7, Cdim , Cverm
  • Большой увеличенный — C5+/maj7, C5♯/maj7, Сaug/maj7, C+Δ7
  • *Малый увеличенный — C5+/7, C5♯/7, C7+, C+7
  • *Большой уменьшённый — СmM7♭5, C-Δ7♭5

Нонаккорды

Нонаккорды — это теже септаккорды с добавленной ноной.

  • C9 — малый мажорный септаккорд + большая нона
  • С-9 — малый мажорный септаккорд + малая нона
  • CM9, Cmaj9 — большой мажорный септаккорд + большая нона
  • Cm9 — малый минорный септаккорд + большая нона
  • C+9, C7/+9 — малый мажорный септаккорд + увеличенная нона

Другие аккорды:

  • C6 — мажорное трезвучие с добавленной секстой
  • Cm6 — миноное трезвучие с добавленной секстой
  • С add9 — мажорное трезвучие с добавленной ноной (без септимы!)
  • Csus4 — трезвучие с задержанной квартой (вместо терции берётся кварта)
  • Csus2 — трезвучие с задержанной секундой (вместо терции берётся секунда)
  • C9omit5 — нонаккорд с пропуском квинты

Обращения

  • C/E — мажорное трезвучие «до», в басу «ми» (мажорный секстаккорд)
  • Cm/G — минорное трезвучие «до», в басу «соль» (минорный квартсекстаккорд)
  • C7/G — малый мажорный септаккорд «до», в басу «соль»

С помощью данных обозначений, теперь вы можете прочитать и сыграть любой аккорд. Главное понимать из чего он состоит.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector